Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) предназначены для запирания и пломбирования железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров, подлежащих пломбированию в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также для контроля и предотвращения несанкционированного доступа к перевозимому грузу.

В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ.

Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без ЗПУ не допускается.

В конструкции ЗПУ, наряду с элементами, реализующими функции пломбирования, включены силовые звенья, обеспечивающие блокирование (замыкание) запирающих узлов железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров (дверей, люков, штурвалов, крышек и т.п.) и сдерживание (механическую защиту груза) в установленных пределах от криминального доступа.

Штатное вскрытие ЗПУ обеспечивается специальными приспособлениями (кусачками, тросорезами и др.), предназначенными для этой цели, с обеспечением сохранности и исправности запорных устройств вагонов и контейнеров.

Использование ЗПУ позволяет:

  • подтвердить факт доступа в опломбированный вагон (контейнер) или отсутствие такового;
  • обеспечить защиту груза от несанкционированного доступа;
  • разделить меру юридической и материальной ответственности за сохранность груза в процессе его перевозки между участниками перевозочного процесса;
  • предоставить правоохранительным органам дополнительные сведения для расследования фактов хищений и принятия соответствующих решений.

Порядок учета и оборота запорно-пломбировочных устройств с нанесенными на них индивидуальными контрольными знаками:

  1. Работы по организации учета и оборота ЗПУ в ОАО «РЖД» возложены на Центр фирменного транспортного обслуживания (далее – ЦФТО) и Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом (далее – ЦМ).
  2. Автоматизированный учет и контроль оборота ЗПУ производится в подсистеме контроля оборота запорно-пломбировочных устройств автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее – АСКМ ЗПУ).
  3. Регистрация/перерегистрация ЗПУ, предназначенных для опломбирования вагонов, контейнеров производится в региональных отделах учета и контроля борота ЗПУ ЦМ (далее – РОК ЦМ) или посредством подачи владельцем ЗПУ в КВП или Личном кабинете Клиента заявки о регистрации/перерегистрации ЗПУ. В данном случае информация о регистрации/перерегистрации отображается в КВП или Личном кабинете Клиента автоматически.
  4. Заявка на регистрацию/перерегистрацию ЗПУ осуществляется сотрудниками РОК ЦМ по Заявке на регистрацию/перерегистрацию ЗПУ[PDF].
    Факт регистрации/перерегистрации ЗПУ подтверждается сформированным в АСКМ ЗПУ Реестром. Реестр содержит информацию, в том числе, о типе, модели ЗПУ, индивидуальных номерах ЗПУ, грузоотправителях/отправителях, наименованиях станций, на которых планируется опломбирование вагонов, контейнеров.
  5. В соответствии с Общими требованиями к применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров запорно-пломбировочным устройствам (утв. приказом Минтранса России №155 от 29.05.2019) не допускается применение для опломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, с истекшим сроком хранения (сроком использования), неисправных, ЗПУ с идентификационными номерами, не внесенными в электронную базу данных перевозчика или числящиеся утраченными.

Полезные документы при работе с ЗПУ

 


дополнительно по теме: