Запорно-пломбировочные устройства

Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) предназначены для запирания и пломбирования железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров, подлежащих пломбированию в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также для контроля и предотвращения несанкционированного доступа к перевозимому грузу.

В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ.

Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без ЗПУ не допускается.

В конструкции ЗПУ, наряду с элементами, реализующими функции пломбирования, включены силовые звенья, обеспечивающие блокирование (замыкание) запирающих узлов железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров (дверей, люков, штурвалов, крышек и т.п.) и сдерживание (механическую защиту груза) в установленных пределах от криминального доступа.

Штатное вскрытие ЗПУ обеспечивается специальными приспособлениями (кусачками, тросорезами и др.), предназначенными для этой цели, с обеспечением сохранности и исправности запорных устройств вагонов и контейнеров.

Использование ЗПУ позволяет:

  • подтвердить факт доступа в опломбированный вагон (контейнер) или отсутствие такового;
  • обеспечить защиту груза от несанкционированного доступа;
  • разделить меру юридической и материальной ответственности за сохранность груза в процессе его перевозки между участниками перевозочного процесса;
  • предоставить правоохранительным органам дополнительные сведения для расследования фактов хищений и принятия соответствующих решений.

Порядок учета и оборота запорно-пломбировочных устройств с нанесенными на них индивидуальными контрольными знаками:

  1. Работы по организации учета и оборота ЗПУ в ОАО "РЖД" возложены на Центр фирменного транспортного обслуживания (далее – ЦФТО) и Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом (далее – ЦМ) 
  2. Автоматизированный учет и контроль оборота ЗПУ производится в подсистеме контроля оборота запорно-пломбировочных устройств автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее – АСКМ ЗПУ).
  3. Входной контроль качества, регистрация/перерегистрация ЗПУ, предназначенных для опломбирования вагонов, контейнеров производится в региональных отделах учета и контроля оборота ЗПУ ЦМ (далее – РОК ЦМ).
  4. Регистрация/перерегистрация ЗПУ, а также входной контроль качества осуществляется сотрудниками РОК ЦМ по Заявке иконка doc владельца ЗПУ. ЗПУ, прошедшие ранее входной контроль, в РОК ЦМ для регистрации/перерегистрации не предъявляются.
    Факт регистрации ЗПУ подтверждается сформированным в АСКМ ЗПУ Реестром. В реестре указывается информация о типе ЗПУ, индивидуальном номере, наименовании грузоотправителя (отправителя) и станциях, с которых будет производиться отправка опломбированных вагонов, контейнеров.
    Перерегистрация ЗПУ осуществляется путем внесения изменений в регистрационные сведения о ЗПУ работником РОК ЦМ (по заявке владельца ЗПУ) в АСКМ ЗПУ
    Реестр выдается каждому грузоотправителю (отправителю) при регистрации/перерегистрации.
  5. В соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам механическим, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте Российской Федерации (утв. МПС России 25 июня 2003 г. иконка doc применение для опломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, не зарегистрированных в АСКМ ЗПУ, а также с истекшим сроком службы (допустимого хранения) или числящихся утраченными, не допускается.

 Полезные документы:

screenRenderTime=1