Международный транспортный коридор "Север-Юг"

Географическое положение коридора "Север – Юг"

МТК №9. От этого магистрального направления имеются выходы на страны Балтийского региона, Украину, Белоруссию, а через них на сеть железных дорог Восточной и Западной Европы.

Стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора "Север - Юг" является железнодорожное направление Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Рязань – Кочетовка – Ртищево – Саратов – Волгоград – Астрахань протяженностью 2513 км.

Российские железные дороги проводят большую работу по созданию необходимой инфраструктуры для освоения растущих перевозок по этому маршруту. В 2004 г. ОАО "РЖД" за счет собственных средств была построена железнодорожная линия, соединившая новый международный порт Оля на Каспийском море с общей сетью железных дорог России. Сформирован новый интермодальный маршрут, по которому на регулярной основе организована доставка контейнерных грузов в Иран.

Основные преимущества МТК "Север - Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. При этом стоимость перевозки контейнеров из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути.

Предпосылки развития маршрутов МТК "Север – Юг"

В силу удобного географического положения на пересечении торговых путей между крупнейшими центрами торговли Евразии Россия имеет значительный потенциал для вовлечения национального транспортного комплекса страны в обеспечение межрегионального торгово-промышленного обмена. Возможности реализации транспортно-транзитного потенциала на направлении МТК "Север – Юг" обусловлены:

  • процессами интенсификации торгово-экономических отношений стран Среднего Востока и Южной Азии (Индия, Пакистан) со странами СНГ и Евросоюзом;
  • перспективами полного снятия санкций с Ирана, что открывает дополнительные возможности обслуживания грузопотоков транснациональных корпораций по территории страны;
  • наличием развитой железнодорожной инфраструктуры Азербайджана и Ирана, прежде всего, на направлении "Север – Юг" и проводимой целенаправленной совместной работы по ее интеграции с транспортными системами соседних стран;
  • формированием в регионе разветвленной сети транспортных, в том числе железнодорожных маршрутов.

Маршруты следования по МТК "Север-Юг"

Формирование международного транспортного коридора "Север – Юг" инициировано Минтрансом России в целях реализации стратегического партнерства нашей страны со странами Прикаспийского региона. Одновременно этот коридор должен улучшить связи России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также будет способствовать развитию транзитных евро-азиатских перевозок с задействованием транспортного комплекса России.

Международное соглашение о международном транспортном коридоре "Север – Юг" было подписано между Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 г. (в ходе II Евро-азиатской конференции по транспорту). В мае 2002 г. в г. Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц подписан протокол об официальном открытии коридора. МТК "Север – Юг" в своей южной части предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием железнодорожного транспорта:

  • Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад;
  • Западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран);
  • Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Сарахс (Туркменистан) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) – Инче Бурун (Иран).

Объемы перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом России в рамках МТК "Север – Юг" в 2015 году составили 7,3 млн тонн, увеличившись на 4% к уровню 2014 года.

Перспективы развития грузовых перевозок в рамках МТК "Север – Юг" связаны как с развитием торгово-экономических связей стран-участниц "Международного соглашения о МТК "Север – Юг" между собой, так и с привлечением грузопотоков в сообщении стран Европы со странами Персидского залива и Южной Азии.

Большое значение для развития МТК "Север – Юг" в среднесрочной перспективе будут иметь сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт – Астара (Исламская Республика Иран) – Астара (Азербайджанская Республика), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК "Север – Юг".

Новое направление будет востребовано, прежде всего, для организации межгосударственных контейнерных перевозок. В настоящее время в рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана ведется работа по формированию мультимодального маршрута Индия – Иран – Азербайджан – Россия, по которому на регулярной основе будут организованы перевозки грузов в контейнерах.

В дальнейшей перспективе планируется организация регулярного сервиса по доставке контейнеров в Финляндию, страны Балтийского региона, Белоруссию, а через них в Северную и Восточную Европу.

В целях развития внешнеторговых перевозок грузов с задействованием российских участков МТК "Север – Юг" в настоящее время сбытовым блоком холдинга "РЖД" совместно с зарубежными партнерами решаются следующие задачи:

  • организация контейнерных поездов (включая перевозки скоропортящихся грузов) отправлением с пограничного перехода Ялама-Самур (российско-азербайджанская граница) до Москвы;
  • отработка технологии и налаживание скоординированного взаимодействия всех звеньев логистической цепочки в рамках развиваемого мультимодального маршрута;
  • проведение активной проработки источников зарождения грузопотоков на территории Ирана и стран Южной Азии в направлении России, стран СНГ, Северной Европы и в обратном направлении с определением целевых клиентов;
  • активное продвижение и позиционирование на рынке комплексного мультимодального сервиса, в том числе через СМИ и сеть Интернет.
screenRenderTime=1