Новости

26.06.2014|17:46

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов: "Для освоения возросшего грузопотока в направлении морских портов необходимо развивать не только железнодорожную, но и портовую инфраструктуру".

26 июня в Москве состоялась международная научно-практическая конференция "Взаимодействие ОАО "РЖД" с морскими портами и развитие смешанных сообщений". В ней приняли участие представители различных видов транспорта, перевозчики, операторы подвижного состава, эксперты. Делегацию ОАО "РЖД" на конференции возглавил первый вице-президент компании Вадим Морозов.

По его словам, возрастающий спрос на внешнеторговые перевозки грузов через морские порты России требует обеспечения четкой координации работы смежных видов транспорта и совершенствования методов организации перевозок. Порты в этой транспортной цепочке являются связующим звеном, которое во многом определяет эффективность и привлекательность всей интермодальной транспортной системы.

В 2013 году объем экспортно-импортных перевозок грузов с использованием железнодорожного транспорта через порты России, соответствовал объемам 2012 года и составил 250,4 млн т. По итогам первых пяти месяцев 2014 года объем составил 115,6 млн т. Рост к уровню аналогичного периода 2013 года составил 11,7 млн т или 11,3%.

В 2013 году доля экспорта в общем объеме перевозок грузов через порты Российской Федерации составила 92% или 229,4 млн т, что на 2,2% или 5,2 млн т ниже уровня 2012 года. По итогам января – мая текущего года доля экспорта в общем объеме перевозок грузов через порты России составила 94% или 108,3 млн т, что на 13,2% или 12,6 млн т выше уровня января – мая 2013 года.

Возрастающие грузопотоки в направлении портов России создают дополнительную нагрузку на инфраструктуру ОАО "РЖД", работающую на пределе своих технических возможностей.

При этом, как подчеркнул Вадим Морозов, для освоения возросшего грузопотока в направлении морских портов необходимо развивать не только железнодорожную, но и портовую инфраструктуру и находить комплексное решение имеющихся проблем.

Так, эффективной работе целого ряда портов препятствуют такие негативные факторы, как ограниченность перерабатывающей способности, отсутствие дополнительных мощностей терминалов по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, необеспечение требований по сохранности грузов и подвижного состава, "затаривание" припортовых станций как гружеными, так и порожними вагонами.

В целях увеличения пропускных способностей в направлении основных портов России ОАО "РЖД" приступило к реализации инфраструктурных проектов, которые предполагают строительство дополнительных главных путей, удлинение станционных приемо-отправочных путей, а также создание сети терминально-логистических центров на территории России.

В рамках проекта создания сети ТЛЦ предусматривается строительство трех железнодорожных портов: "Балтийский", "Приморский" и "Таманский", а также более 50 ТЛЦ и сателлитов в увязке с необходимой реконструкцией железнодорожной инфраструктуры.

Железнодорожный порт – это системообразующий мультимодальный технологический комплекс, представляющий собой группу специализированных и универсальных терминалов, необходимую инженерную, транспортную и административную обеспечивающую инфраструктуру для обслуживания мощностей грузового морского района.

Создаваемые железнодорожные порты предполагают обслуживание грузопотоков не только отдельного морского порта, но и формирование тыловой инфраструктуры для обслуживания морского грузового района в целом. Так, порт "Балтийский" (Санкт-Петербург, станция Шушары), создается для улучшения ситуации в Северо-западном транспортном узле, "Приморский" (Уссурийск) вместе с сателлитами (Гродеково, Артем-Приморский-I, Находка и др.) – для решения проблем в Приморском транспортном узле и "Таманский" – для улучшения пропускной способности в Азово-Черноморском транспортном узле.

Строительство железнодорожных портов "Приморский" и "Балтийский" будет способствовать формированию глобального сухопутного транспортного коридора "Запад – Восток" по направлению Европа – Россия – Азия с ответвлениями на Китай, Казахстан, Монголию и Корейский полуостров. Уже сейчас это направление от портов Дальнего Востока до пограничных переходов и портов северо-запада России представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал в Европу.

Создание железнодорожных портов "Таманский" и "Балтийский" создаст благоприятные условия и возможности для перевозок грузов по маршруту "побережье Балтийского моря – Персидский залив" в рамках евроазиатского коридора "Север – Юг". В перспективе этот коридор должен стать одной из основных транспортных артерий страны и аккумулировать большое количество грузопотоков из Азии в Европу.

Значительный рост объемов перевозок грузов через морские порты предопределяет необходимость проведения работ по их дальнейшему развитию, а также припортовых станций и подходов к ним. В этой связи необходимо реализовать комплекс согласованных мероприятий по развитию транспортной системы, включающей в себя, как морские порты, так и железнодорожную инфраструктуру, а также операторов и экспедиторов, предоставляющих комплексную услугу по перевозке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=0