Новости

07.12.2010|17:19

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов: "Необходим поэтапный вывод тарифов на грузовые перевозки на экономически обоснованный уровень".

"Опережающее развитие железнодорожного транспорта, как и других инфраструктурных отраслей, является необходимым условием дальнейшего устойчивого развития экономики страны. Уходящий год стал свидетельством постепенного выхода страны из финансово-экономического кризиса, и целевой задачей ОАО "РЖД" было обеспечение прироста погрузки по сети на 3,7% к уровню 2009 года. Однако восстановление промышленности, увеличение грузовой базы и слаженная работа сети позволяют нам оценивать годовой прирост погрузки в пределах 9%", - заявил 7 декабря первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, открывая VIII Международную конференцию "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство".

По словам Вадима Морозова, объемы перевозок в 2010 году могли бы быть и выше, если бы не в том числе недостаточное развитие инфраструктуры, прежде всего, на Восточном полигоне.

В 2008 году Правительство РФ утвердило "Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года", которая поставила целью масштабные задачи по развитию отрасли и наращиванию пропускной способности сети железных дорог. Кризис внес серьезные коррективы в утвержденные мероприятия стратегии. Прежде всего, было принято решение отказаться от введения инвестиционной составляющей в грузовом тарифе. В 2009 году компании даже снизили индексацию тарифов на грузовые перевозки с 14% до 9,4%. Выпадающие доходы государство покрывало путем выделения субсидий. Подобная практика была продолжена в 2010 году, запланирована и на последующие годы.

"В результате потери базы доходов при сокращении индексации грузовых тарифов до уровня инфляции работа компании будет убыточной, и возможности для инвестиций уменьшатся. Серьезных возможностей покрывать операционные убытки доходами от продажи пакетов акций у ОАО "РЖД" нет. Кроме того, мы убеждены, что это экономически неэффективный путь, который позволяет оттягивать решение проблемы несбалансированности доходов и расходов ОАО "РЖД", но не решать ее", - подчеркнул Вадим Морозов.

В этой связи ОАО "РЖД" ставит перед регуляторами вопрос о необходимости поэтапного вывода тарифов на грузовые перевозки на экономически обоснованный уровень. Без таких решений объем инвестиций в инфраструктуру будет на уровне 2004 года, и возможности по увеличению пропускной способности железных дорог не будут соответствовать потребностям экономики.

По словам первого вице-президента, ограничения в развитии инфраструктуры уже сегодня, задолго до выхода на докризисные объемы перевозок, не позволяют перевезти всю грузовую базу. Из-за недостатка пропускных способностей на Восточном полигоне сети ОАО "РЖД" не перевезло более 12 млн тонн экспортных грузов.

Чтобы не допустить подобных потерь, необходимо повысить уровень инвестиций в железнодорожный транспорт за счет всех источников с существующих 2,7% от общего объема капитальных вложений в основные фонды России до как минимум 4,5-5%.

"Мы считаем, что решение вопроса формирования достаточных источников инвестиций для обновления и развития отрасли на этапе завершения структурного реформирования выходит на первый план. С учетом масштаба накопленных проблем и стоящих перед отраслью задач, делать ставку на возможность развития инфраструктуры только за счет развития конкуренции и привлечения частных инвестиций в отрасль нет достаточных оснований", - резюмировал Вадим Морозов.

 

*****

 

По оценкам ОАО "РЖД", на развитие железнодорожной инфраструктуры только основных направлений сети до 2020 года в соответствии с прогнозируемыми объемами перевозок требуется инвестировать порядка 2 трлн 240 млрд рублей. Кроме того, потребность в инвестициях для обновления парка локомотивов до 2020 года оценивается в 901,2 млрд рублей.

Сохранение существующего дефицита инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры может привести к 2020 году к ежегодному недоосвоению до 300 млн тонн грузов, сдерживанию промышленного производства и экспорта, замедлению роста ВВП России и ежегодным потерям доходов бюджетной системы Российской Федерации в сумме порядка 250 млрд рублей.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1